«Мой муж так гневлив, батюшка, – говорила мне одна прихожанка, – в это трудно поверить, но когда он выходит из себя, он кричит, и нас слышит весь дом. Недавно мы установили хорошие стекла, и стало немного лучше с соседями напротив, но весь наш дом слышит эти сцены».
А я вспоминаю отца Порфирия, который пишет: «Когда тебе кажется, что кто-то имеет скверный характер, знай, что это только витрина, за которой скрываются очень хорошие вещи».
Ты просто их ещё не увидел. И за криками, нервами, руганью может скрываться очень настрадавшаяся душа.
«Тот, кто кричит, знаешь, что делает? – спрашивает старец. – Он страдает». – «Где он страдает? Он орёт!» – «Оставь его, пускай орет. Если ты прав, ты не истеришь! Если ты истеришь, значит, тебя что-то душит, от этого ты страдаешь и кричишь. Когда ты это видишь, муж или жена, скажи про себя: потерпи, мой близкий человек страдает. Пускай он немного выпустит пар. Пускай он выскажется. Где, кому ещё он может это сказать?! Мне он может это сказать».
Понимаете? Но во время вспышки гнева мы об этом забываем. И говорим: смотри, какой эгоист, какой гад. Он не гад. Сколько лет я исповедую, я не видел плохого человека, который за своей плохостью бы не скрывал очень ранимой души.
(Архимандрит Андрей Конанос)